Воскресенье, 19.11.2017, 13:27




Приветствую Вас Гость

            Копилка отзывов и рецензий на фильмы и спектакли
Главная » Вся копилка » Лучшие отзывы клуба о спектаклях

Отзыв на спектакль "Пушкин" Фонда Безрукова. Автор: Die_Weiche

Автор отзыва Die_Weiche: http://www.huligan-off.ru/index/8-56

12.05.2014

***

Пушкин. Увидеть. Прикоснуться. Почувствовать. 

Часть 1

Это не был обычный просмотр познавательной документалки Леонида Парфенова. Не просто так я два часа мерзла перед входом в дом № 7 по улице Садовой в городе Пушкин, а потом сломя голову мчалась на Мойку 12 к часу дня. Ровно как и не был заурядным поход в театр 30 апреля. 

Все эти события, разбросанные по календарю в течение двух месяцев,объединены одной фамилией: Пушкин. Причем все три эпизода настолько тесно переплелись в моем сознании, что разделить их я не имею никакой возможности, да и желания, собственно, тоже. Поэтому, тех, кто читает этот…ммм… опус, предупреждаю сразу: это не отзыв о спектакле. Точнее, не совсем отзыв. Скорее «рекомендации» к Пушкину. Подборка мнений о поэте, которые поданы безумно увлекательно. При этом они прекрасно существуют по отдельности, но, собрав их в единую «трилогию», можно увидеть нечто новое в каждом из эпизодов, ярче расставить акценты. Все три точки зрения повествуют о жизни поэта. Но каждая из них специфична, так как тему раскрывают разные профессии: журналист, биографы и актер (режиссер, если угодно). Мнения действительно разные: не полярно, но с той долей индивидуальности, которую привносит в рассказ каждый профессионал. 

Для меня эти три части «путешествия по жизни Пушкина» ассоциируются стремя ощущениями: 

Зрительным: это Леонид Парфенов и его фильм «Живой Пушкин»; 

Тактильным: Мойка 12 и экспозиция «Жизнь и творчество Пушкина», а так же Царскосельский лицей; 

Эмоциональным: спектакль «Пушкин», поставленный Безруковым. 

«Зрительный контакт» с Александром Сергеевичем был самым первым. Леонид Парфенов, еще в далеком 99 году создал пятисерийник «Живой Пушкин» к двухсотлетию со дня рождения поэта. Сейчас фильм в свободном доступе в Сети,  выставлен на официальном сайте журналиста. Ах, чертяка Леонид Геннадьевич, как же он красиво умеет делать телевизионные программы. Прогуливаясь на фоне здания царскосельского лицея или дачи герцога Ришелье в Гурзуфе, ведущий рассказывает о том, что вдохновляло поэта, что его злило, печалило или веселило. Каким был Александр Сергеевич, или точнее каким его видели современники и каким поэт представлял себя сам. При этом Парфенов безумно колоритен как рассказчик: многозначительные паузы, легкие ухмылочки, непринужденные, даже, пожалуй, вальяжные позы в кадре. Создается впечатление, что перед тобой давний знакомый, рассказывающий забавные анекдоты из жизни своего приятеля, а не один из талантливейших журналистов России, повествующий о великом русском поэте. 

Пейзажи Петербурга, Крыма, Кавказа и даже Северной Эфиопии разбавлены чтением дневников, писем современников Пушкина, а так же совершенно очаровательным игровым немым фильмом, где поэт предстает  перед зрителем забиякой и кривлякой. Вот где впервые рушится образ каменного изваяния классика. Однако подобный видео ряд совершенно не противоречит повествованию Парфенова и зачитываемым воспоминаниям. Подобная визуализация через кино нагляднее всего демонстрирует ту самую живость Пушкина. Пожалуй, именно благодаря этим черно-белым в крапинку вставкам читается самый главный посыл авторов сериала: «Пушкин это не только памятники, проспекты и пыльный томик на полке в библиотеке. Пушкин, прежде всего яркий представитель молодежи своего времени: просвещенной, насмешливой, яростной, гениальной»

 

Часть 2.

«Красуйся, град Петров, и стой 
Неколебимо как Россия. 
Да умирится же с тобой 
И побежденная стихия. 
Вражду и плен старинный свой 
Пусть волны финские забудут 
И тщетной злобою не будут
 
Тревожить вечный сон Петра» 

Александр Сергеевич Пушкин – незабвенный певец петербургской красоты и величия. Многие писали и пишут про Петроград и в прозе, и в стихах, но переплюнуть Александра Сергеевича никому еще не удавалось. Да и не думаю, что когда-нибудь удастся. 

У солнца русской поэзии и столицы императорской России была подлинная, не по-северному горячая и пылкая любовь друг к другу. Он, как истинный мавр, то восхищался ее красотой и возносил на пьедестал: 

«Люблю тебя, Петра творение, 
Люблю твой строгий, стройный вид
» 

То ругал за пустозвонство и раболепие: 

«Город пышный, город бледный, 
Дух неволи, строгий вид, 
Свод небес зелено-бледный, 
Скука, холод и гранит…»
 

Она же, как истинная кокетка, то рукоплескала своему поклоннику, то капризно отворачивалась, не удостаивая даже взглядом, не обращая никакого внимания. 

Но не смотря на вот такой вот бешеный роман, северная столица все еще помнит своего пламенного воздыхателя и с трепетом бережет каждый уголок, хранящий память о поэте. Фонтанка 185 (здесь жил Александр в послелицейские годы), Фонтанка 20 (дом Тургеневых, в котором, по приданию, были написаны строчки оды «Вольность» «благодаря» которым Пушкина выслали из столицы),  Черная речка (место дуэли с Дантесом), кондитерская «С. Вольфа и Беранже» (излюбленное место литераторов XIX века вообще и Александра Сергеевича в частности), Римского-Корсакова 35 (место встреч общества «Зеленая лампа»)… Список, на самом деле, длинный. Но есть в этом перечне два адреса, в которых концентрация обожания поэта прямо таки зашкаливает. Это Садовая 2, в городе Пушкин и  Мойка 12, что в Санкт-Петербурге. Первый адрес: царскосельский лицей, где поэт провел 6 лет, второй: последняя квартира семейства Пушкиных.  Именно в этих местах на протяжении многих и многих лет копили и продолжают копить вещи, связанные с поэтом и его окружением, восстанавливают интерьеры того времени и рассказывают удивительные истории из жизни Пушкина. Можно только позавидовать той всеобъемлющей любви, которую испытывают сотрудницы этих музеев к предмету своего изучения. 

Но ближе к делу. 

Если говорить о лицее, то здесь я бывала не один раз. Но самый глубокий след в памяти оставили первое и последнее посещения. Меня удивила контрастность услышанных рассказов, по сути одинаковых, но при этом кардинально по-разному преподнесенных. 

Первый раз я была в Царском Селе лет в 13. И я очень хорошо помню ту надменную высокомерность, с которой вещала тогда экскурсовод. Ее 
пафосная фраза: «Вот это была молодежь, не то что сейчас» меня ох как задела и вселила некоторую неприязнь к классику. Помнится мне, в 9 классе я даже отказывалась учить «Онегина», мотивируя это тем, что « уж слишком этого Пушкина все восхваляют». 

Конечно, со временем злость на ту дамочку прошла и я с огромным удовольствием посещала лицейские стены еще не один раз, но на фоне тех давних воспоминаний тем ярче отпечаталась в памяти последняя поездка в Пушкин, когда нас водила по залам и классам совсем еще девчушка лет 27 с доброй улыбкой и хитрющими глазами. С непередаваемым трепетом она рассказывала стандартную экскурсионную программу, попутно вворачивая забавные факты из жизни лицеистов. Во время вот таких лирических отступлений она понижала голос и, задорно сощурившись, вещала нам о том, как Пушкина и Пущина вместе с другими ребятами чуть не отчислили за то, что они делали «гогель-могель» ( а ингредиенты, между прочим, таскал один из преподавателей). Или про то, как чуткого рохлю Кюхельбекера понесло вслед за полком солдат, идущего в  Москву (ну впечатлился ребенок, пошел тоже воевать) и как его потом отлавливали всем профессорским составом. 

На лестнице, уже после экскурсии мы долго не отпускали нашего проводника. Минут двадцать группа в полном составе задавала вопросы и с неподдельным интересом слушала ответы на них. Это при том, что стандартно после завершения основной программы экскурсии все разбредаются фотографироваться на фоне спален лицеистов, библиотеки и спальни преподавателя рисования. 

Но совсем другую любовь, более зрелую, без вот таких вот фривольностей, я увидела на Мойке 12 на экскурсии по экспозиции «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Саму квартиру поэта намеренно не трогаю, там рассказывают слишком печальные вещи. На Мойку я попала уже после просмотра Парфенова и спектакля «Пушкин», поэтому, пока вся группа снимала на память очередной зал, я допытывала экскурсовода различными вопросами: про Керн, про «Гавриилиаду», про ногти, про Нащокиных. Кстати, именно здесь я увидела тот самый нащокинский домик и это поистине чудо, как в эстетическом плане так и в техническом: мало того, что он с точностью повторяет быт дома XIX века, так еще и каждая деталь в нем настоящая, начиная от свечей, которые можно было зажечь и заканчивая роялем, на котором любила играть спицами Вера Нащокина (для понимания: этот домик весь  размером всего 2,5х2,0 метра. То есть сам рояль - чуть больше кулака). И с каким блеском в глазах гид отвечала на вопросы. Отвечала, правда, довольно коротко, видимо, экономя время. Хотя было видно, что ей безумно жаль, что на осмотр этого собрания пушкинских реликвий отводится лишь час. На самом деле, за час там вообще практически ничего не увидишь. Ведь даже будучи чуть-чуть в «теме» повествования, у меня было столько вопросов, что я бы с трудом уложилась часа в два. И это только устная часть, не считая нормального осмотра всех экспонатов. 

Рассматривая все экспонаты и слушая пушкинистов, мне подумалось, что, если бы у меня был хоть мизерные способности к искусству, я обязательно бы рассказала обо всем увиденном, пощупанном и услышанном в какой-нибудь изящной форме. Потому что ну не возможно молчать, когда осознаешь, НА СКОЛЬКО Пушкин больше, глубже, шире запыленного томика и памятника в центре города.

Часть 3

30 апреля. ДК «Выборгский» 18:59. Все две тысячи билетов проданы за две недели  до. 

В прочем, не удивительно, ведь  своды зала уже заполнял мягкий голос Сергея Безрукова, напоминающий о необходимости отключить мобильные телефоны. 

Я с наслаждением плюхнулась в свое кресло, стараясь перевести дыхание. В который раз я проклинала свой топографический кретинизм, который заставил меня выйти не на той станции  и, в очередной раз, бежать два квартала мелкой рысью. 

В прочем, легкая пробежка меня нисколько не смущала, ведь уже через пару минут должен был начаться спектакль, к которому я, не побоюсь этого оборота, готовилась как первокурсница на первой сессии. С момента покупки билета у меня была идея фикс: узнать как можно больше о жизни человека, чья фамилия красовалась на кулисе передо мной. И вот свет погас и перед затихшей публикой предстал Пушкин. 

Я вообще любительница поздних отзывов. Почему? Для меня есть некая прелесть в том факте, что, пропустив через воронку времени свои воспоминания, в памяти отпечатывается самое яркое и сочное. То, что действительно «въелось» в душу, в мысли. И сейчас в голове крутится аналогия с парфюмом, который в течение дня раскрывается различными букетами ароматов. Так и в спектакле  есть яркие верхние ноты, которые со временем раскрываются в мягкие ноты «сердца» , а потом стелятся дурманящим шлейфом. 

Верхняя нота спектакля  «Пушкин» - это необычная палитра чувств, которые я  испытала , отмечая для себя некоторые реплики, произнесенные со сцены, с помощью которых передавалась бытность великого русского поэта. Причем эти маленькие нюансы начали цеплять мое воображение с первых же секунд действа на сцене: весь зал наблюдал, как Пущин  представляется Арине Родионовне и произносит, по сути, простую фразу: «… Иван Пущин, нумер тринадцатый, к вашим услугам». А у меня сразу щелкнуло в голове: «Дадада! Пушкин и Пущин в переписке  подписывались номерами своих лицейских спален, да! Я знаю, мне рассказывали об этом! У меня даже в инстаграме фотки этих табличек, с этими вот цифрами! Да!». И губы сами с собой растянулись в ту самую одобрительную улыбку человека, который «в теме». А изнутри распирало какое-то ребяческое чувство гордости: я вот обратила внимание на эту фразу, поняла ее смысл, а другие нет. 

Базой или нотой «сердца»  стала для меня, естественно, актерская игра.Труппа вся великолепна и играет на одном дыхании (собственно, не удивительно, на спектакли с плохим актерским составом не ходим)), но две роли сыграны настолько восхитительно, что дух захватывает даже сейчас, спустя два месяца после  того, как я видела  Александрину Гончарову и Александра Пушкина на сцене. 

Начну с дамы: Натали Качалкина, исполнившая небольшую, но такую трогательную роль средней из сестер Гончаровых, для меня затмила всех исполнительниц женских ролей в этом спектакле. Ее Александрина едва ли похожа на девушку, жившую под одной крышей с Пушкиными. Тот характер, которым наделена героиня Натальи, скорее походит на другую девушку из жизни поэта: Анну Вульф, дочь хозяйки поместья «Тригорское», в которое часто хаживал в  дни ссылки Пушкин. Анна была безумно влюблена в поэта, а так же стала прототипом Татьяны Лариной. Но, несмотря на отсутствие исторической правдивости в образе свояченицы Александра Сергеевича, Наталья преподнесла свою роль с таким трепетом, ее скромная фигурка в темном платье так гармонично вписалась в сюжет спектакля, в действие, происходящее на сцене, что я могу представить «Пушкина» без Натали Пушкиной или без Арины Радионовны, но без Александрины – вообще никак. 

Ну и «наше все» в исполнении Сергея Витальевича. И сразу разочаровывающая информация: я не была поражена тем, как талантливо играет СБ. Меня это уже год как не удивляет. Тогда почему же «захватывает дух»? Да все потому, что я, прочитав, пересмотрев, прощупав и прослушав о Пушкине приличный объем информации, убедилась в том, что Александр Сергеевич был именно таким, каким его изобразил Безруков в своем спектакле. Ни на каплю спокойнее. Ни на крупицу вспыльчивее. Ни на мизинец уравновешеннее.  Только у человека с таким характером, с такими повадками и с таким темпераментом могла быть подобная судьба. Никак иначе. 

Я знаю, многие говорят после просмотра спектакля, что у них такое ощущение, что на сцене был сам Пушкин. Но говорить об этом осознанно, основываясь не на школьной программе, а на своих, с позволения сказать, исследованиях, это… Совсем другое. И когда ты это понимаешь, от этого действительно сердце пропускает удары. 

Заключительная же, «шлейфовая» нота  «Пушкина» для меня раскрылась, когда я начала читать книгу-исследование Галины Седовой «Ему было за что умирать у Черной Речки». Книга эта – приличный такой труд на семьсот страниц с хвостиком. Может я какая-то на всю голову странная, но этот аналитический опус, написанный сухим публицистическим стилем, пестрящий ссылками на различные документы и книги, меня заворожил. Я читаю и диву даюсь, как можно подавать в совершенно ином свете фразу, которая измусолена всеми учебниками по литературе, всеми экскурсоводами пушкинских музеев. Читая пятнадцатистраничный разбор дарственной надписи: «Победителю-ученику от побежденного–учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила». 1820. Марта 26. Великая пятница» и пытаясь не пробить стол своей постоянно отваливающейся челюстью, я невольно вспоминала «Пушкина» и вся двойственность образов на сцене приобретала для меня дополнительный смысл. 

И античные колонны, с легкостью превращающиеся в боевые пушки, как символы изящества и в то же время воинственности 20-х и 30-х годов 19-го века. 

И абсолютно нереальный по энергетике выход Пушкина в зал, после разговора с Николаем, словно для Александра Сергеевича это действительно было возможным – узнать, что такое свобода. 

И встреча Александрины с агентом III Отделения в доме Пушкиных. Эта сцена с цепочкой – апогей всей той мерзости и пошлости, которая обрушилась на семью Пушкиных. И безнадежные мольбы Александрины о снисхождении мне представляются воплем отчаяния самого Пушкина, всего лишь озвученый устами женщины. 

Все эти фрагменты спектакля, как и сам спектакль, наполнены тем самым духом Пушкина, духом его стихов, загадкой его гения,  его необузданной жаждой жизни. «Запыленный томик» перестал быть просто томиком. Автор томика ожил, заулыбался и стал роднее, благодаря спектаклю «Пушкин».  Режиссер может гордится своим детищем, а я, вторя словам императора России могу воскликнуть: «Ну теперь ты не прежний Пушкин, а МОЙ Пушкин»
 
Послесловие.

Отзыв? Не думаю. 

Рецензия? Неа. 

Поток сознания – скорее так. 

Честно говоря,  после вчерашнего дня хочется или  свернуться дома калачиком в обнимку с томиком Пушкина, или рвануть в Пушгорье, сесть в «Тригорском» под «дубом уединенным» и дооолго сидеть там, все с тем же томиком, на радость местным комарам.  

Говорят, что нетипичные желания, излишняя задумчивость – первый признак шизофрении. 

Вот так вот, господа. Театр пагубно влияет на психическое состояние человека. 

И пусть влияет,  мне такое состояние нравится. Уж лучше быть таким вот задумчивым сумасшедшим, чем озлобленной сволочью. 

Нарыдалась я вчера всласть. Запишите это к симптомам тоже, ага. 

Еще вчера резанул восприятие монолог в сцене с Натали. Тот самый, с порчей казенных мундиров.  Я так и не поняла  в чем причина  того, что после яростной вспышки Пушкина, я обнаружила себя вжатой в кресло, с напряженными во всем теле мускулами, пытающуюся отдышаться, как после легкой пробежки. Что-то обострило для меня эту сцену, но я никак не могу уловить что именно: злорадные соседи или то, что  я все пытаюсь «расшифровать» строчку из Окуджавы: «… Ему было за что умирать  у Черной Речки». 

Сцена была в этот раз очень болезненной. 

А если честно, то писать очень трудно, потому что когда пытаешься сформулировать мысль, понимаешь, на сколько слова, которые выходят из под пальцев, убоги и не передают  твоего состояния категорически. 

Помните, как у «Сирано»? 

"Как много слов и как их мало... 
А нужно копию лишь снять 
Вот с этого оригинала."
 

Не получается. 

Теперь о позитиве. 
Оказывается, когда вот так вот «настраиваешься» на спектакль – ощущения в разы ярче.  Надо это сделать доброй традицией. И кажется я знаю, чем я займу себя 13 сентября в дневное время)
 

 
Все дискуссии об этом спектакле читайте в форуме нашего клуба ЗДЕСЬ. 
Категория: Лучшие отзывы клуба о спектаклях | Добавил: Die_Weiche (15.02.2015) | Автор: Die_Weiche W
Просмотров: 881 | Теги: спектакли, отзывы, пушкин, Безруков
Всего комментариев: 0
avatar

Поделиться

Поиск по сайту

Свежие комментарии

Очень хороший спектакль. Такой веселый, музыкальный. Понравился и детям и взрослым. Костюмы, игра ак...

Очень хороший поучительный русский фильм, глянуть можно здесь
Екатерина, большое спасибо за отзыв!
Мы также говорим об этом театре и его спектаклях в форум...

КЛАССИКА В "АРТ-ХАУСНОЙ" ФОРМЕ.

В эту субботу в очередной раз посетила театр ...





Очень рада за вас, Каролина!
 А я в понедельник иду на "Бедного папика" со Стругаче...

Я вчера побывала на этом спектакле в меридиане в Москве
Спасибо!



Я Вам рекомендую подружиться и объединиться с форумчанкой Волжанкой,
tania_roza, благодарю! Для меня большое удовольствие поделиться впечатлениями от любимого спе...


Янель, как же я балдею от твоего слога! Молодец!

Долька, до меня только сейчас дошло... Спектакль шел 8 часов????


У меня любимых много)).
Актеры... Самые-самые любимые: Безруков, Хабенский, Соколов, Маковецк...

Мы в соцсетях:

Huligan-off © 2017 |
Все права защищены. 
Перепечатка материалов сайта возможна при условии указания гиперссылки на сайт 
Рейтинг@Mail.ru