Автор отзыва Лена-Staiki: http://www.huligan-off.ru/index/8-21
***
Итак, по совпадению и с небольшими промежутками я посетила двух премьерных "Онегиных": мюзикл в Мюзик-Холле и оперу в Мариинском-2 2014 (хоть и 14г, но т.к. спектакли идут долго, можно говорить и о премьере). Разница уже была в том, что оперу нельзя фоткать, но можно хлопать, а в мюзикле нельзя было хлопать, "чтобы не разрушать таинственную ауру спектакля", но можно было фотографировать и снимать на камеру. О чем предупреждали девушки в холле и объявили перед спектаклем. Первый раз с таким встретилась.
Музыкального образования у меня нет, но классическую музыку люблю, и к тому же 6-й год вождения дочки в музыкалку, сидение на уроках, концертах, репетициях и конкурсах сказались на интеллекте, что даже летом, когда я лишена ее репетиций, у меня уже возникает потребность послушать классику. Но (!) уличить певицу "не в том регистре, диапазоне" (как пишут в отзывах о музыкальных спектаклях образованные люди) и т.п. я наверное не смогу. Поэтому сугубо личное и эмоциональное.
В фойе Мюзик-Холла настроение создавали девушки в народных костюмах (больше похожих венками и лентами на украинские) и с табличками "не хлопать...", "любви все возрасты покорны". Публика со мной была больше старшего возраста. Мариинский-2 - шикарный современный концертный зал, но отсутствует, конечно, аура старинного театра, где "ложи блещут" и неважно какой спектакль, потому что выходишь, напитавшись культурной духовностью с чувством, что посетил Театр! Приятно, что было много молодежи, и не классов "по принуждению", а милых интеллигентных девушек и молодых людей. Зал очень большой, но даже на высоте все слышно и видно очень хорошо, поэтому кто соберется - можно сэкономить.
Если оперу сложно испортить и заранее наверное знаешь, что получишь, то на мюзикл "Онегин" я возлагала большие надежды: классический сюжет в новом жанре на музыку современного автора (Глеб Матвейчук) с цитатами Чайковского и современным либретто с цитатами Пушкина- так рекламировался этот спектакль.
Но надежды мои не оправдались до конца. Чтобы разобраться в эмоциях наверное надо еще раз посмотреть (как написано в нашем руководстве по написанию отзывов, и, если бы я была критиком- то так бы и сделала), но как зрителю - не хочется. Чем отличается хороший мюзикл? Музыкой! Тем, что выходя из театра хочется напевать темы, как у меня было в "Призраке оперы", "Бале Вампиров". Или недавно видела очень любимый в детстве и сейчас мультфильм "Бременские музыканты" - вот настоящий мюзикл, где каждая песня - шлягер! Здесь музыка однотипная и заунывная, уже и не классическая, но и не "мюзикальная", если так можно выразится. Опера Чайковского тоже не состоит из хитов "популярной классики", в основном партии Ленского известны, но зачем делать мюзикл с музыкой "под классику", мне не понятно. Сюжет классический, только в конце Татьяна, Онегин и "воскресший" Ленский поют общую песню, что-то о любви в позитивном ключе. Вообще помимо песен и музыки много говорят. Хоть мюзикл и называется "Онегин", больше внимания уделено Татьяне, ее мыслям, мечтам и переживаниям. Опера была у меня второй, поэтому я внимательнее приглядывалась, и скажу, что тоже она поставлена не на Онегина, и можно было бы ее назвать "Драма в имении Лариных..." Опера начинается традиционно с прекрасного хора в прекрасных яблочных декорациях. Мюзикл с какого-то дома престарелых, где дряхлый Онегин все ждет Татьяну и открыв музыкальную шкатулку вспоминает свою жизнь. Начинает с воспоминания Петербурга и бала, дальше все везде шло традиционно: "пришла пора - она влюбилась".... Ленские одинаковые, Ольги тоже (почему девушка возраста невесты дворянского сословия представляется эдакой дурочкой?), Татьяны страдают, оперный Онегин был хлипковат. Мюзикл шел легко и с танцами, поэтому каких-то огрехов я не заметила, опера - традиционно величаво и важно, поэтому любые огрехи на этом фоне очень комичны. Например: Ленский когда пел Ольге о любви подходил к стогу, за что-то споткнулся, рухнул на Ольгу и они почти свалились в стог.
Очень понравилась разница в декорациях в опере между домом Лариных и холодным Петербургом. А из-за декорации, где Татьяна объясняется с Онегиным, я в принципе, и купила билет. Сказать, что мюзикл мне не понравился - не могу: красивые и зрелищные декорации, яркая и зрелищная постановка, особенно понравился сон Татьяны, полный чувственности, показывающей пробуждение в ней женщины, пробуждение ее тела. Но чего-то не хватает. Если роман - это сочетание легкости и изящности слога автора с глубиной смысла, то мюзикл это легкость без глубины. Опера заканчивается последним объяснением Татьяны и Онегина: темный занавес закрыт, они на фоне занавеса без декораций. Я сначала подумала, что как испортили последнюю сцену отсутствием декораций, сэкономили, так как бросалась очень большая разница с предыдущими сценами на фоне замечательных декораций. Но потом поняла замысел постановщика сосредоточить все внимание зрителей на этом объяснении. Постановщик преподносит историю Пушкина в музыке. Я уходила с шевелением чувств в душе и мыслями об этом произведении. А создатели мюзикла преподносят некий продукт, выражаясь современным языком. Как уже писала, есть финальная песня героев с убиенным Ленским, выскакивает Ольга и садится на поперечный шпагат.
Ну и напоследок о смешном. В Мариинском хлопать было можно, но браво никто не кричал. И только после последних знаменитых партий Ленского перед дуэлью, один мужчина около меня (а сидели мы близко) истошно вопил: "БРАВО, Ленский, Браво". То ли он знакомый артиста, то ли сильно Ленскому сопереживал. И вот дуэль. Музыка нагнетает обстановку, соперники целятся, музыка замолкает, в зале тишина, и этот мужчина как заорет Онегину: "Ты- подлец!" По залу прокатился хохот, как не заржал Онегин - не знаю.
Все дискуссии об этих спектаклях читайте в форуме нашего клуба ЗДЕСЬ. |